Мудрость и долгая жизнь

«Мудрый живёт долго», — таково традиционное мнение в Китае, впервые выраженное и обоснованное Конфуцием. Это можно найти в «Изречениях Конфуция и его школы» (Кун Цзы Цзя Ю), собранных Ван Су в период Троецарствия. Правитель Ай-гун из царства Лу спросил Конфуция: «Живут ли мудрецы долго?» Приводится такой ответ Конфуция: «Да!» Раскрывая и обосновывая это, он добавил, что те, кто обладают высокой образованностью и нравственностью, весьма сдержанны в жизни и свободны от излишеств. И в движении, и в покое они сохраняют прямоту и беспристрастность. Они сдержанны в радости и гневе и потому не искажают своё естество. Поскольку это всё совершенно естественно, они должны жить долго.


«Канон о внутреннем» далее раскрывает эти строки. Там сказано: «Заботясь о жизни, мудрый человек должен приспосабливаться к колебаниям жара и холода в разные времена года, жить в мире, упражняться в сдержанности при радости и гневе, уравновешивать инь и ян, силу и мягкость. В этом случае ничто губительное извне не сможет повредить его здоровью, и он проживёт долгую жизнь».
Древние мыслители Китая рекомендовали пожилым людям больше уделять времени изучению и осмыслению. Гуань-цзы, философ эпохи Борющихся царств, советовал: «Пожилым всегда нужно быть осмысленными». Сюнь-цзы, великий последователь Конфуция, утверждал, что «никогда не следует оставлять изучение», то есть человек никогда не бывает слишком стар, чтобы учиться.
Янь Чжитуй (531 — ок.591), учёный и литератор династии Северная Ци, заявлял, что вплоть до глубочайшей старости необходимо без устали учиться, добавляя, что цель изучения — это «претворение принципов Дао в жизнь для блага всего мира» и саморазвитие с целью самосовершенствования.
Древние знатоки искусства долголетия советовали постоянно учиться, чтобы использовать потенциал своего мозга. Лю Шуцзянь, учёный династии Мин, сказал: «Нужно чаще усердно работать, как физически, так и умственно. Чем больше вы задействуете свое сознание, тем умнее и находчивее становитесь. Чем больше вы задействуете в работе своё тело, тем здоровее и крепче оно становится».
Цао Хуэйшань, учёный династии Цин, написал «Заметки о том, как дожить до глубокой старости» (Лао Лао Хэн Янь), где рекомендует людям «не оставлять изучения лишь потому, что уже стары». Он также указывает: «Нельзя позволять впасть в бездействие, нельзя позволять ему превратиться в кусок засохшего дерева или мёртвые руины… Если он сосредоточен, он не устанет от работы». Поэтому того, кто сосредоточил свой ум на изучении, можно сравнить с практикующим цигун, вошедшим в состояние глубокого умственного покоя, где есть лишь незначительная мысль о своём даньтянь (область в нижней части живота, сосредоточие внутренней энергии). Есть такое древнее двустишье: «Коль болен я — врача не зову. Книги помогут вернуть здоровье мне самому».
Практика цигун может предотвратить и вылечить болезни, продлить жизнь. Когда внимание полностью поглощено изучением, то устраняются отвлекающие мысли, как при практике цигун. Таким образом, польза цигун обретается без его непосредственной практики.
Среди древних китайских долгожителей было несколько мудрых людей, обретших выдающиеся достижения уже на закате своей жизни. Сунь Сымяо, «мастер фармакологии» династии Тан, написал «Тысячу золотых рецептов» (Цянь Цзинь Яо Фан) уже в возрасте 70 лет, а «Дополнение к “Тысяче золотых рецептов”» (Цянь Цзинь И Фан) — в возрасте 100 лет. Эти работы оказали огромное влияние на традиционную китайскую медицину и даже достигли Кореи, Японии и стран Юго-Восточной Азии.
Другой знаменитый врач времён династии Тан, Чжэнь Цюань, прожил 103 года. Он составил «Рецепты об использовании меридианов и иглоукалывания» (Май Цзин Чжэнь Фан) и ряд других важных медицинских трактатов. На сто третьем году его посетил танский император Тай-цзун, спросив, как ему удалось достичь такого долголетия, и похвалив его.
Се Цицзо, уроженец Гаояо времён династии Цин, в свои 90 лет продолжал усердное изучение. В возрасте 95 лет он прошёл императорский экзамен гражданских чиновников, и император Цянь-лун назначил его составителем истории Китая в императорской академии. Он дожил до 102 лет.
Ни Тао, уроженец Цяньтана времён династии Цин, всю свою жизнь посвятил учёбе и продолжал писать книги, когда ему было уже за 100 лет. Среди его работ — «Углублённое осмысление “Книги перемен”» (Чжоу И Е Шу) и «Запись об одном из шести искусств» (Лю И Чжи И Лу).
Монах Сюэ Даогуан, уроженец Цзицзушаня (префектура Шаньфу) времён династии Сун, имел обширные познания и однажды отправился в столицу Чанъань для дальнейшей учебы. Он написал несколько работ по исследованию даосского цигун о его благотворном влиянии на здоровье и жизнь человека. Внеся такой вклад в китайскую науку о здоровом образе жизни, он умер в возрасте 114 лет.
Объяснённые в этой части книги девять главных рецептов — следование принципам инь и ян, укрепляющие упражнения, наиболее подходящие к личной ситуации, умеренность в еде и питье, упорядоченный режим дня, избегание переутомления, сохранение спокойствия и бодрости духа, хорошая наследственность, добродетель и мудрость, — открывают нам секрет долголетия Древнего Китая.
Очевидно, что долгая жизнь долгожителей древности не была результатом какого-то одного фактора, а являлась следствием целого ряда благоприятных условий. Большинство долгожителей особо подчёркивали один или пару факторов в зависимости от своей личной ситуации. Но, уделяя внимание только одному из условий, обрести столь существенное долголетие невозможно. В частности, первые шесть факторов очень важны. Особо выдающиеся долгожители уделяли внимание двум последним пунктам. Кроме того, гармоничная семейная жизнь и сыновняя почтительность особо благотворно сказываются на продолжительности жизни членов семьи. Поэтому важным принципом традиционной китайской науки о здоровом образе жизни, равно как и секретом долгожителей, достигших столь выдающихся результатов долгожительства, является наличие всестороннего плана построения заботы о жизни и здоровье.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.