Избегайте переутомления

Избегание переутомления было ещё одним действенным средством, которым пользовались древние долгожители. Древние знатоки науки о здоровой жизни предостерегали от физического и умственного переутомления и особенно от половых излишеств. Далее речь пойдёт главным образом о сдержанности в половой жизни, что является одной из важных составляющих китайской традиции продления жизни.


«Канон медицины» указывает, что «частая несвоевременность, непристойность и избыточность в половых отношениях, равно как и вступление в интимную связь в состоянии опьянения, истощает семя (цзин), которое хранится в почках», и является одной из главных причин преждевременной немощности и ухудшения здоровья. 1400 лет назад Сунь Сысяо описал это более живо и полно:
«Правители и знать держат в своих дворцах и домах тысячи прекрасных женщин, а в усадьбах высокопоставленных чиновников живут сотни наложниц. В течение дня они пьют крепкий алкоголь, который вредит их костному мозгу, а по ночам они предаются распутным игрищам, которые истощают ци и кровь. Они наполняют свои уши непристойными звуками, а глаза — формами, возбуждающими чувственное желание… И если сейчас есть только лишь несколько долгожителей, то не по той ли причине, что люди вели себя столь неподобающе?».
Все специалисты в области науки о здоровой жизни и учёные врачи поздних поколений, подчёркивали важность ограничения сексуальных желаний и умеренности в половой жизни, поскольку половая связь истощает цзин почек. Когда из почек вытягивается слишком большое количество цзин, это неминуемо сказывается на продолжительности жизни. Как указывает текст «Простые объяснения по использованию медицины и фармакопеи для пестования жизни» (Ян Шэн И Яо Цянь Шуо): «Те, кто с детства и до старости поддерживает сильным ян и сохраняет семя-цзин, обретёт долголетие, даже если он слабого телосложения. Те же, кто изо дня в день расходуют цзин и костный мозг, неминуемо сократят свою жизнь, даже если они здоровы».
Наши предки оставили несколько советов по сохранению цзин для продления жизни.
1. Позднее вступление в брак. «Записи о ритуалах» (Ли Цзи, классический конфуцианский текст) гласят, что мужчинам не следует вступать в брак до 30 лет, а женщинам — до 20 лет. Учёный и врач эпох Цзинь (1115–1234) и Юань Чжу Даньси повторно высказал это мнение, энергично выступая в защиту позднего вступления в брак. Врач периода династии Мин Гун Тинсянь так описал вред, который наносит здоровью раннее вступление в брак: «Если мужчина слишком рано потеряет свою девственность, это повредит цзин почек, если женщина слишком рано потеряет свою девственность, это повредит её кровеносной системе».
2. Меньшее количество детей. Ван Чун, философ и знаток в области здорового образа жизни, живший во времена династии Хань, в своей работе «О равновесии» (Лунь Хэн) так говорит о женщине и вынашивании ребёнка: «Когда женщины вынашивают нескольких детей, они выживают, когда они вынашивают много детей, они умирают». Это означает, что если женщина поздно вступает в брак, и рожает лишь нескольких детей, она легко это переживёт, однако если она вышла замуж рано, и рожает много детей, то её шансы прожить долгую жизнь очень малы.
3. Регулирование половой жизни. В своей книге о том, как сохранить жизнь и вырастить хороших детей, Ван Гуй, знаток здорового образа жизни, живший при династии Юань, показывает, что для людей старше 30 лет лучше всего вступать в половую связь раз в восемь дней, а после 40 лет — раз в шестнадцать дней. В пятидесятилетнем возрасте происходит упадок сил, и в половую связь лучше вступать не чаще одного раза в 20 дней. После 60 лет следует воздерживаться от половых связей вообще, но если это трудно, то иметь их не чаще одного раза в месяц.
Древние знатоки науки долголетия в области здорового образа жизни считали, что те, кто ведёт распутную жизнь и не зная меры потакает своим сексуальным желаниям, нарушая вышеприведённые правила, до преклонных лет не доживут. Малое число долгожителей среди императоров является следствием их неуёмного распутства. Из более чем 300 императоров Китая начиная со времён династии Цинь (221–206 гг. до н. э.), лишь 70 прожили более 70 лет, и среди них не было ни одного долгожителя, перешагнувшего столетний рубеж. Император династии Цин Сянь Фэн всё своё время посвящал женщинам и праздности и в результате умер в 30 лет.
Поэтому все отшельники-долгожители ограничивали свои сексуальные желания и соблюдали умеренность в половой жизни. Когда императоры спрашивали их о методах сохранения жизни, они всегда делали акцент на этом моменте. Даосский священник-долгожитель времён Троецарствия Фэн Цзюньда советовал Цао Цао «избегать половых излишеств». Даосский монах с гор Лофу Сюаньюань Цзи, живший во времена династии Тан, также посоветовал танскому императору У-цзуну «воздерживаться от женщин и праздности». Долгожитель Су Чэнинь, даосский монах периода династии Сун, советовал сунскому императору Тай-цзу (927–976) «освободиться от желаний», то есть сохранять покой ума, ограничить сексуальные желания, быть умеренным в половых связях. Однако нельзя ожидать, что императоры последуют такому совету, когда в их свите несколько тысяч женщин, а во дворце несколько сот наложниц. Поэтому ранняя смерть многих императоров не вызывает удивления.
Известно немало простых людей, продливших свою жизнь благодаря воздержанности в половой жизни. «Заметки о сохранении жизни» (Ян Шэн Фу Ю), составленные при династии Мин, повествуют о Дун Санъане, который, несмотря на своё слабое телосложение, стал отцом в 60 лет. Чтобы вырастить сына и ввести его во взрослую жизнь, он решил «воздерживаться от сексуальных желаний, чтобы продлить жизнь». Он стал жить один, отправив своих наложниц в другие места, и дожил до 78 лет.
Другой человек по имени Янь Цзеси принял решение о воздержании от половой жизни ещё в 40-летнем возрасте и прожил до 85 лет. В «Изречениях о сохранении жизни» (Янь Шоу Ди И Шэнь Янь), написанных Стариком из Долины глупцов во времена правления династии Сун, также приводится много случаев успешного продления жизни за счёт полового воздержания. Чэн Ичуань, философ и наставник той же династии, с детства был слабого телосложения. После вступления в брак в возрасте 30 лет он ещё более ослаб, а в сорок стал немощен и был на пороге смерти. Когда Чэн Ичуань решил воздерживаться от половой жизни, его здоровье пошло на поправку, и он окреп. В свои 72 года он был крепче, чем в молодые и зрелые годы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.